Главная » Файлы » Мои файлы

экосистема озера
[ Скачать с сервера (5.56 Mb) ] 09.12.2013, 20:00

Тема урока: Экосистема озера.

Цель:

  •  познакомить с растениями и животными озер и их «профессиями», объяснить роль круговорота веществ в экосистеме озера;
  • учиться видеть красоту природы, объяснять и доказывать бережное отношение к ней;
  • развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы и работы в парах.

Ход урока:

1.     Оргмомент.

- покажите свое настроение движением своего тела

2. Определение темы урока

Загадки: Слайд 1.   

Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, рама зелёная.

Глядятся в него голубые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц, и звёзды – всё в нём отражается,

   Как это зеркало называется? 


Слайд 2.                                                                                                                    

- Значит, что будет темой нашего урока? (озеро )

- Как вы думаете, что мы узнаем сегодня об озере? (Узнаем о его обитателях, о круговороте веществ. Кто и как живёт в озере.)

Слайд 3. Я предлагаю вам творческую тему нашего урока «Озеро и его обитатели, или история загадочного превращения»   А что же это за загадочное превращение? (????)

3. АОЗ

- Где образуются озера? (в углублениях суши)

- Чем озеро отличается от других водоемов? (нет течения)

- Какие озера называются проточными, какие бессточными? (проточные – впадают ручьи и реки, бессточные - нет)

- Что называют экосистемой? (Единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных «профессий» способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)

- Какие «профессии» могут быть у живых организмов? (Производители, потребители, разрушители)

- Сегодня мы посмотрим, есть ли в озере организмы разных «профессий», и узнаем,  является ли озеро экосистемой.

-Но это ещё не всё. Посмотрите на фотографии.(Слайды 4, 5) .Это одно и то же место, только с разницей в несколько десятков лет. Чем отличаются эти фотографии? Как изменилось это место?

-Как такое могло произойти? (На второй озеро превратилось в болото, заросло травой.)

-Мы должны ответить сегодня  и на этот вопрос и узнать, почему же так произошло, по какой причине? Это наша вторая задача.

 Итак, у нас с вами есть два основных  вопроса: Слайд 6.

1.     Является ли озеро экосистемой?

2.     Как на месте озера могло появиться болото?

Чтобы ответить на эти  вопросы мы будем работать в группах. Всего 5 групп.

4.Открытие нового знания, работа в группах

Задание для 1 группы: рассказать о производителях в озере и их роли;

Задание для 2 группы: рассказать о потребителях в озере и их роли;

Задание для 3 группы: рассказать о разрушителях в озере и их роли;

Задание для 4 группы: ответить на вопрос «Как на месте озера могло появиться болото?»

5 группа: Вырезают рисунки и наклеивают в таблицу.

Физминутка:

(на берегу озера)

1.Дует легкий ветерок.(показывают руками)

2.Плещутся волны маленькие … и большие.

3.По волнам плывут мелкие рыбки и ныряют одна за другой.(поднять и опустить руки)

4.Прыгают по листьям неугомонные лягушки.

5.Вот выглянуло солнышко.(руки вверх).

6.Весело заиграло своими лучами.(покачивание руками)

-Вдохнем свежего воздуха и вернемся за парты.

 

Проверка  групп (сначала проверяем 5 группу, затем с1 по 3).

Так является ли озеро экосистемой? (Да, есть все части и есть круговорот веществ.)

Мы ответили на первый вопрос.

А сейчас проверим, как вы запомнили обитателей озера. Кроссворд. Слайд 7.

Проверяем 4 группу: - Как могло произойти, что на месте озера появилось болото?

(Разрушители не справляются со своей работой, накапливаются мертвые организмы – круговорот  не замкнут, часть веществ оседает на дно.)

 Слайд 8 «Круговорот веществ в озере».

Итак, мы ответили на второй наш вопрос. Если разрушители не будут справляться со своей работой, то рано или поздно озеро превратится в болото.

-Может ли человек повлиять на судьбу озера? Должен он вмешиваться в экосистему озера? Чем вы можете помочь озеру? (посовещаться в группах)

Смену экосистемы озера на другую экосистему -  болота мы с вами можем наблюдать не только на фотографиях, но и вживую. Потому, что в нашем городе есть место, где происходят процессы этого превращения.(Асташинские озера) Слайд 9,10

 

Когда-то все озера были соединены в единый водоем, они были настолько чистыми, что зимой, когда замерзали, можно было увидеть рыбок через толщу льда. Летом это было излюбленное место местных жителей и особенно детворы. Здесь загорали, купались, ловили рыбу. В озера впадали несколько ручейков и небольших речек. Но так как город строился и развивался, эта протока постепенно была засыпана, и теперь только камыш и другие болотные травы напоминают о том, что здесь текла река.

Постепенно они окружаются промышленными предприятиями. Сбросы отходов и строительного мусора поступают сюда со всех сторон. Вода сильно загрязняется. Когда-то единый водоем делится различными дорогами, насыпями, трубопроводами на примерно 15 маленьких озер. Некоторые из них теряют между собой водную связь. Они постепенно зарастают, начинают цвести, дно покрывается илом. Вся прибрежная территория усыпана мусором. А  реки и вовсе исчезают. Погибает природный клад города – Асташинские озера.

Нарисуйте знаки, наподобие дорожных, разрешающие (т.е. что можно делать на озере) и запрещающие (чего нельзя).

 

5. Итог.

- Что мы узнали сегодня на уроке?  (Озеро – экосистема, в которой круговорот не замкнут. Есть представители разных «профессий» и т.д.)

- Установили правила поведения на озере. Какие? 

Категория: Мои файлы | Добавил: Evga
Просмотров: 1978 | Загрузок: 22 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: