Главная » Файлы » Мои файлы

урок чтения в 4 классе
[ Скачать с сервера (779.6 Kb) ] 07.02.2014, 20:26

Урок литературного чтения 4 класс

 

Тема: Б. Житков. (1882 -1938). Из книги «Морские истории». «Николай    

            Исаич Пушкин»

Цели: Ознакомление с новым произведением «Николай Исаич Пушкин», с интересными фактами из жизни писателя; подвести к пониманию того, кто такой морской капитан; формирование навыков анализа произведения, работы в группах, в парах; воспитание нравственных ценностей (ответственности).

Ход урока

I. Организационный момент.  – Юные гимназисты, я желаю вам удачной работы, повернитесь к друг другу, пожмите руки, пожелайте удачи.

- Вспомните, что было задано на дом. Кто определит тему урока?Слайд 1.

 - Проанализируем рассказ и ответим на 2 вопроса Слайд 2.: «Почему Борис Житков назвал свой рассказ «Николай Исаич Пушкин»? Почему автор не называет имени капитана?

II. Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке мы разделились на творческие группы, было дано задание и вы работали над ними дома: «Журналисты», «Художники», «Теоретики - аналитики», названия групп условные, вопросы будут обращены ко всем вам.

 

Для того чтобы понять идею автора, нужно знать его биографию. Слово предоставляется «Журналистам», которые подготовили интересные факты из биографии писателя Б. Житкова. Слайд 3.

Примерное выступление «Журналистов»

    Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде; его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать — пианистка. Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским.

 После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Затем с 1911 по 1916 г. учился на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института. С 1917 работал инженером в Одесском порту, в 1923 переехал в Петроград.

 

В 1924 г. Житков начал печататься и вскоре стал профессиональным писателем. С 1924 по 1938 выпустил в свет около 60-ти детских книжек.

Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами: «Ленинские искры», «Новый Робинзон», «Еж», «Чиж», «Юный натуралист», «Пионер». Работал корреспондентом в Дании.

Широкий жизненный опыт и впечатляющие познания во многих отраслях деятельности отражаются в повествованиях писателя — о науке. Житков писал о разных профессиях. В своих произведениях он воспевал и такие черты как компетентность, усердие, а самое главное — чувство ответственности. Любовь к морю и другим странам — было его величайшим источником вдохновения. Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации: цикл «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и др.

     С гимназических лет он воспитывал требовательность к себе и самодисциплину. Это помогло ему достичь совершенства в делах, которые его увлекали: полюбив море, он изучил навигацию и еще подростком получил диплом штурмана. Занявшись фотографией, стал обладателем первой премии на столичной выставке. Он был хорошим столяром, отличным стрелком, сбивавшим пулей влет перепелов. Житков знал языки, любил играть на скрипке — ещё мальчишкой, когда он шел на урок, чехол со скрипкой вслед за ним несла в зубах выдрессированная собака, дожидавшаяся у дверей окончания занятий.

     Интеллигент с руками мастерового, он пришел в литературу уже немолодым, бывалым человеком. Первый его рассказ напечатали, когда ему уже было 42 года. Жесткая дисциплина в творческом труде в сочетании с талантом помогли ему за 15 лет работы в литературе выпустить фантастическое количество книг — около полусотни! Богатый житейский опыт сочетался у Бориса Житкова с разносторонними знаниями и с редким даром повествователя-импровизатора.

         Молодцы! Хорошо подготовились!

- Борис Житков является главным героем известного детского стихотворения Самуила Маршака «Почта».

— Заказное из Ростова

Для товарища Житкова!

— Заказное для Житкова?

Извините, нет такого!

В Лондон вылетел вчера

В семь четырнадцать утра.

Житков за границу

По воздуху мчится —

Земля зеленеет внизу.

А вслед за Житковым

В вагоне почтовом

Письмо заказное везут.

    ( Рекомендации для чтения).

 

     - Как вы думаете, какие главные черты характера у человека, освоившего столько профессий? (Требовательность к себе, самодисциплина, умение дружить, бесконечная тяга к знаниям).

   - Какой урок для себя мы можем вынести из биографии Бориса Житкова?  (Не нужно отчаиваться в сложных ситуациях, надо искать выход из любой ситуации).

 - В каких профессиях может пригодится умение находить информацию, оформлять текстовые материалы? (…)

    - Чему научил Боря Житков  своего друга Николая Корнейчукова? (плаванию и гребле, вязке морских узлов и французкому языку).

    - Кто может завязать хоть один морской узел? (….) Где это умение может пригодится? ( В «морских» профессиях, дома)

III. Работа с текстом до чтения.

1.     –Можно ли чтение рассказов Житкова назвать простым? (-)

     – С какими трудностями вы встретились?  (В рассказе много непонятных слов).

     -  Докажите, что Житкову хорошо знакома профессия  моряка? ( Автор использует много «морских» слов).

    - На ваших столах - листы с  заданиями. Кто сформулирует цель задания? (Нужно соединить линиями-стрелочками слова и их лексические значения).  

   - Работа и в парах. Проверкой займутся «Теоретики-Аналитики».  

1) Фут – единица длины, около 0,3 метра. 2) Сажень – мера длины, равная 2,13 метра. 3) Тендра - остров в северо-западной части Черного моря. 4) Лот - прибор для измерения глубины водоема. 5) Зыбь - легкое колебание водной поверхности, рябь на водной поверхности.

 6) Балго – полным полно, много. 7) Вест – западный ветер. 8) Дрейфовать – идти без машины, силой ветра. 9) Форштевень – выступающее ребро на носу парохода. 10) Планширь – перила поверх судового ограждения. 11) Ост – восток, сторона света. 12) «Кошки Литке» - горы на дне Белого моря. 13) Кольт – револьвер. 14) Дюйм – мера длины, равная 2,54 см.

 

 - Прочитав этот рассказ наш словарь обогатился на 14 слов. Как вы думаете, лучше было бы Житкову обойтись без этих непонятных для «сухопутных людей» слов? ( Нет. Именно это слова делают рассказ «морским», вносят колорит морской романтики, которой увлекался автор.)

  Вывод:  морская лексика Автора необычна, она придает особый колорит произведению. И читатель доверяет профессионалу писателю: так о море и кораблях может писать только бывалый моряк. Слайд 4.

 

- Кто определит основную идею, мысль рассказа? (Капитан личную огромную ответственность за судно, за людей).

 - Называет ли автор фамилию капитана, о котором рассказывает?

- Это не случайно, позже мы выясним и дадим ответ на вопрос, почему автор не называет имени и фамилии капитана. А сейчас перечитаем текст.

     IV. Работа с текстом во время чтения.

Комментированное чтение

1)    Чтение до слов … «так держать».

– Почему не понимают друг друга пассажиры и моряки? (Пассажиры говорят о поэте, а моряки о капитане).

2)    Чтение до слов … «всякий капитан».

 – Что главное для капитана? (чтоб его судно было целым и невридимым).

     - Найдите, где меняется повествователь. Где повествование идет от третьего лица, где от первого? (…)

     -  Какие основания есть у автора для ведения повествования от первого лица? ( Значит, случай произошел с ним)

     - Как однажды рассказчик – герой посадил парусник?  (…)

    - Какой урок он вынес из этой истории? (не судно ходит, а капитан, не судно гибнет, а ...)

     3)Чтение от слов … «Дело было так.» до слов … «Еще полчасика!»

     - Чего боялся капитан ледокола? ( Ледокол могло зажать льдами).

Найдите слова, где капитан дает команду «Полный ход». (…) – Как он подает команды в машинное отделение? (Серьезно).

 - Был ли другой выход у капитана, решившего таранить ледяной затор? (нет)

 - Почему помощник глянул на него косым взглядом? ( Не доверял ему)

 - В чем была опасность дрейфа? (Лед, несомый ветром был не управляем)

 - Опишите поведение капитана и машиниста во время удара парохода о лед пологим форштевнем. – Чем занята команда в это время?

 - Что такое «кошки Литке»? Найдите отрывок о них. Почему их боялся капитан?

 -  Как пишет Житков об умении капитана слиться с пароходом, слышать его? Найдите отрывок.

-  Зачем капитан вытащил кольт, когда услышал чирканье днища о камни? Дает ли автор ответа на вопрос, для чего кольт? (..)

 - Поддерживает ли помощник капитана в трудную минуту?

 - Как ведут себя команда и пассажиры? Можно ли это назвать предательством?

- Каким приемом автор показывает трагичность ситуации,  неотвратимость столкновения? (Рефреном –повторением: «Опять. Опять!»)

- Чего «Нету! Нету! Уже 5 минут нету!»? (Аварии нету, гибели ледокола)

 - «Красный человек», «красная луна» - что хочет сказать писатель этими выражениями? (Образными выражениями писатель демонстрирует напряженность ситуации)

 - Что означают слова капитана, вышедшего на мостик?

 -  Чего стоили капитану эти 10 минут?

 - Можно ли было предотвратить ситуацию? Представьте, что вы капитан корабля. Как бы вы поступили в такой ситуации?

V.Физкультминутка. «Море волнуется»(фигура морского конька, звезды)

VI. Работа с текстом после чтения.

Составление  характеристики капитана (задание в тетради).стр.70,№2

Проверка творческой группы «Художники»

Составление из рисунков сюжетной цепочки – картинного плана. Слайд 5.

  План

1. На причале.

2. Случай у Тендры.

3. Промысел в белом море. Везучий капитан.

4. «Кошки Литке»- горы в воде.

5. Чувства капитана во время опасности.

6. Седые виски.

3)Краткий пересказ.

- Посмотрите, как получилось. Как вы думаете, если это показать вашим младшим товарищам, захотят ли они прочитать весь рассказ?

- Ради чего стоило прочитать этот рассказ? Что главное в рассказе?

- Ответим на вопросы,заданные в начале урока. Слайд 2.

  - Именно такие капитаны всегда помогали побеждать врагов Отечества. Балтийский флот (Кронштадт, Калининград), Черноморский (Севастополь, Новороссийск), Каспийская флотилия (Астрахань).

VII. Домашнее задание: составить устный рассказ  или сочинение о капитане.

VIII. Подведение итогов.  Ребята, встаньте те, кто считает, что справился со всеми заданиями «на отлично».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Категория: Мои файлы | Добавил: Evga
Просмотров: 4545 | Загрузок: 136 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 1
1 Вика  
0
Спасибо.

Имя *:
Email *:
Код *: